ОСКАР ПИТЕРСОН - канадский композитор и один из самых выдающихся пианистов-виртуозов джаза.
Питерсон говорил, что в нем живет "жажда совершенства". В своей автобиографии он описал тот особенный трепет, который вызывает непрерывное сочинение музыки – джазовая импровизация. "Создавать свободное, спонтанное музыкальное произведение на глазах множества зрителей – безрассудное предприятие, – писал он. – Для этого приходится собрать все свои чувства, все эмоции, физические и душевные силы и полностью сосредоточить их на выступлении – полностью отдаваться ему каждый раз во время игры. Это страшное ощущение, но нет ничего более волнующего: почувствовав это однажды, от него уже не избавишься.
Известный историк джаза Скотт Янов так писал о музыканте: «Конечно, можно смело утверждать, что Питерсон играет сто нот там, где другой пианист обошёлся бы десятью; но все сто обычно оказывались на нужном месте, и ничего нет зазорного в том, чтобы демонстрировать технику игры, если это служит музыке».
Все 50-е годы по опросам читателей и критиков ведущих джазовых изданий трио Питерсона с Рэем Брауном (контрабас) и Эдом Тигпеном (барабан) входит в число ведущих джазовых пианистов.
Оскар Питерсон сотрудничал со многими выдающимися джазменами, в числе которых — Дэйв Брубек, Диззи Гиллеспи, Бен Уэбстер, Луи Армстронг, Стэн Гетц,
записывал дуэты с Каунтом Бэйси.
В 60-е годы Питерсон гастролирует с концертами в США и Европе. Наиболее яркими из выступлений Питерсона были его совместные выступления с Эллой Фицджеральд.
Трио Оскара Питерсона объездило весь мир, записало более 150 альбомов. В 1974 трио выступало в СССР (Таллин) с контрабасистом Нильсом-Хеннингом Эрстед Педерсеном и барабанщиком Джейком Ханной.
. Его многочисленная дискография включает записи с трио, с Эллой Фитцджеральд, Билли Холидей, Бенни Картером, Луи Армстронгом, Роем Элдриджем, Стэном Гетцем, Баддом Де Франко, Коулменом Хокинсом, Modern Jazz Quartet, Милтом Джексоном, Кларком Терри, Сонни Ститтом и т. д.
В 1998 году он получил премию Линкольн-центра, в 1999-м — «Империал Премию», которая приравнивается к Нобелевской премии в области искусств.
В Канаде в честь Питерсона названы концертные залы и джазовые конкурсы. Питерсон более полувека входит в элиту джазовых пианистов. Его сочинения, сюиты и джазовые этюды стали во всем мире частью джазового начального образования, а остроумные импровизации на темы Гершвина, Карна, Портера, Арлена и других авторов американских популярных песен привлекли к джазу многие поколения профессионалов-исполнителей и любителей во всем мире.
К концу ХХ века имя Оскара Питерсона — стало синонимом высочайшего художественного качества, образцового исполнительского мастерства. Его музыка сочетает блистательную виртуозность стиля бибоп с классической свинговой школой, ритмическую остроту хард-бопа, гармоническую насыщенность кул-джаза.
В 1984-м имя Оскара Питерсона внесено в «Пантеон джазовой славы».